Связаться с нами
Адреса:
125373 г. Москва, Походный пр-д, д. 14, бизнес-центр «GS ТУШИНО»
125464 г. Москва, ул. Митинская, д.12
Прием заявок и консультации:
Ваша Заявка
Купите необходимый Вам товар. Для этого перейдите на страницу с его описанием и нажмите кнопку
"Добавить товар в заявку".
За последние десятилетия развития рынка газовой запорной арматуры широкое распространение получили шаровые краны (КШ). Именно в эти годы КШ различных конструкций и изготовителей стали широко использовать взамен вентилей, затворов и задвижек устаревших конструкций. Это обеспечило резкое повышение надежности и безопасности эксплуатации, как самой арматуры, так и систем, в которых она устанавливалась, прежде всего – за счет обеспечения необходимых требований по герметичности и увеличению срока службы КШ, по сравнению с применявшимися ранее аналогами. Однако наряду с КШ в качестве запорной арматуры широкое применение находят также поворотные дисковые затворы (ЗД).
Так что же лучше, на какой тип арматуры следует ориентироваться проектировщикам и потребителям газораспределительного оборудования?
Однозначно ответить на этот вопрос достаточно сложно, так как все зависит от решаемых задач, условий эксплуатации и сложившихся предпочтений проектировщиков газораспределительных сетей и установок (ГРУ). Производители трубопроводной арматуры отвечают на этот вопрос по-своему, стараясь не ограничиваться выпуском только одного типа запорной арматуры и предлагая потребителям как шаровые краны, так и дисковые затворы. Для ответа на поставленный вопрос воспользуемся критериями, сформулированными ранее в статьях [1, 2], на примере продукции компании АДЛ, выпускающей и запорные поворотные затворы, и шаровые краны одновременно. При этом под запорной будем понимать трубопроводную арматуру, обеспечивающую в закрытом состоянии перекрытие трубопровода с обеспечением необходимого класса герметичности (для определенности – класса герметичности А по ГОСТ 9544, при котором протечки жидкости или газа через закрытую ТПА не допускаются).
Технические характеристики поворотных затворов «Гранвэл» представлены в таблице 1.
Наименование | ![]() |
![]() |
Тип | ЗПНС | ЗПНЛ |
Условный проход, DN | 25—1400 | 25—1400 |
Корпус | Чугун серый | Чугун высокопрочный |
Диск | Чугун высокопрочный | Нержавеющая сталь |
Седло/уплотнение | NBR | NBR |
Привод | Рычаг/РедукторПневмопривод/Электропривод | Рычаг/РедукторПневмопривод/Электропривод |
Температура, оС | –10 …+85 | –10 …+85 |
Давление, PN | 16 | 10; 16 |
В таблице приведены складские позиции. Под заказ возможно исполнение с корпусом из стали или нержавеющей стали ЗПСС, температурой до – 40 оС.
Технические характеристики полнопроходных шаровых кранов «Бивал» представлены в таблице 2.
Результаты сравнения, проведенного с использованием основополагающих критериев оценки, представлены в таблице 3.
№ п/п | Критерии оценки | Шаровые краны | Дисковые поворотные затворы | |
1 | Массогабаритные характеристики |
Масса | - | + |
Габариты | - | + | ||
2 | Стоимость | - | + | |
3 | Рабочая температура, оС |
-20 … +85 | + | + |
-40 … +60 | + | + | ||
4 | Рабочее давление, МПа |
До 1,6 | + | + |
Более 2,5 | + | - | ||
5 | Пропускная способность | + | - | |
6 | Срок службы | + | + | |
7 | Простота обслуживания | - | + | |
8 | Периодичность обслуживания | + | - |
Из представленной таблицы 3 видно, что ЗД существенно превосходят КШ по массогабаритным показателям и стоимости, особенно в сравнении с кранами шаровыми фланцевого исполнения. Это связано с тем, что затворы дисковые имеют в несколько раз меньшую строительную длину и устанавливаются преимущественно между фланцами подводящего и отводящего трубопроводов, благодаря чему значительно сокращаются осевые размеры установки, а также габариты и масса ГРУ. В большей степени это относится к шкафным ГРУ, а также к установкам, размещаемым в условиях ограниченного пространства, например, на судах или подвижном транспорте. Сокращаются не только габариты и масса, но и стоимость как за счет применения более дешевых затворы дисковые, так и за счет снижения затрат и материалов на изготовление самих шкафных установок. Особенно явно это проявляется при применении затворы дисковые с диаметром условного прохода от 100 мм и более.
Однако сказанное справедливо лишь по отношению к дисковым затворам и ГРУ общепромышленного применения, эксплуатируемых внутри отапливаемых помещений или в условиях ограниченных отрицательных температур. Это связано с физическими свойствами применяемых уплотнительных материалов. Обычно в затворы дисковые, работающих на природном газе, в качестве уплотнительного материала используется синтетический бутадиен-нитриловый каучук (NBR). Значение минимально допустимой температуры эксплуатации дисковых поворотных затворов с применением NBR, как например, «Гранвэл» (Компания АДЛ, Россия), SEAGULL (Испания), VPN Текфлай (TECOFI, Франция) и ряда других -40 оС, в то время как у шаровых кранов «Бивал» и аналогичных, выпускаемых другими производителями, минимально допустимая температура эксплуатации составляет -45 оС, а в специальном хладостойком исполнении -60 оС. Данное обстоятельство является основным ограничением по применению затворы дисковые в шкафных газораспределительных установках, работающих на природном газе в условиях холодного климата средней полосы России, Крайнего Севера и Западной Сибири без наличия обогрева или в исполнении ПГБ. Компания АДЛ так же производит трехэксцентриковые затворы «Стейнвал» с применением уплотнений на основе металла и графита. Однако следует отметить, что основная задача, стоявшая при разработке таких ЗД, состояла в первую очередь в увеличении рабочих температур до +200…+300 оС, нежели в обеспечении работоспособности при экстремально низких температурах.
Что касается максимального рабочего давления и допустимого перепада давлений на запорном органе (шаре или диске), то и здесь КШ имеют безусловное преимущество. Максимально допустимое рабочее давление КШ составляет 2,0 МПа и более, в то время, как у затворов дисковых этот параметр не превышает 1,6 МПа, а у ЗД с большими диаметрами условного прохода - и того меньше. Правда, в газораспределительных сетях среднего и низкого давления этот параметр не имеет решающего значения.
Пропускная способность полнопроходных КШ в открытом положении также выше, чем у ЗД. Это объясняется тем, что даже в полностью открытом положении запорный орган (диск) создает сопротивление потоку рабочей среды, уменьшая пропускную способность (Кv) по сравнению с КШ, примерно, на 10-15%.
Срок службы, например, лучших шаровых кранов «Бивал» достигает 25 лет без проведения капитального ремонта. ЗД с седловым уплотнением из NBR также имеют большой срок службы, но при условии замены раз (в зависимости от интенсивности эксплуатации) седлового уплотнения (манжеты) и уплотнения штока. И хотя замена седла и уплотнительных колец занимает не слишком много времени и не требует специального оборудования и высокой квалификации обслуживающего персонала, это все же связано с дополнительными затратами на проведение работ и остановку оборудования.
Дополнительно хотелось бы отметить следующие конструктивные особенности шаровых кранов «Бивал»:
На основании изложенного можно констатировать:
Литература:
За последние десятилетия развития рынка газовой запорной арматуры широкое распространение получили шаровые краны. Что же лучше, на какой тип арматуры следует ориентироваться проектировщикам и потребителям газораспределительного оборудования?