Москва, ул. Митинская, д.12

Связаться с нами

Адреса:

125373 г. Москва, Походный пр-д, д. 14, бизнес-центр «GS ТУШИНО»

125464 г. Москва, ул. Митинская, д.12

Прием заявок и консультации:

info@packo.ru

Телефон (многоканальный):

+7 (495) 970 16 83

+7 (499) 959 16 83

RG R AKTSIYA Gazelektronika left banerRG R AKTSIYA Gazelektronika left banerDRP s RD left banerPromishlennoe otoplenie New

Ваша Заявка

Купите необходимый Вам товар. Для этого перейдите на страницу с его описанием и нажмите кнопку
"Добавить товар в заявку".

Публикации

Круглый стол: равновесие в системе «потребитель-поставщик»,

Автор:
Золотаревский С.А., к.т.н., генеральный директор ООО «НПФ «РАСКО»; Охотин А. А., начальник КБ ООО «Техномер», г. Арзамас
Издание: Энергосбережение № 4 . Год: 2015
20.05.2015

Energosberegenie 4 2015 Krugli stol Ohotin«Чтобы найти равновесие в системе «потребитель-поставщик», необходимо выделить достоверный учет в отдельный самостоятельный вид деятельности и ввести единые требования к средствам измерения, системам сбора и передачи данных, а также определить ответственность за достоверность данных. Какими должны быть первые шаги на этом пути?»

«План, что и говорить, был превосходный: простой и ясный, лучше и не придумать. Недостаток у него был только один: было совершенно неизвестно, как привести его в исполнение». Л. Кэррол «Алиса в стране чудес».

Для начала определим, что подразумевается под равновесием в системе "потребитель – поставщик" и каким образом введение достоверного учета поможет в достижении необходимого равновесия. Для комплексного решения указанной задачи необходимо обеспечить возможность дистанционного считывания данных со всех приборов учета, установленных у потребителя, с помощью соответствующих программных и аппаратных средств, причем без участия человека в данной операции. Равновесие – это, кроме того, баланс интересов сторон. В чем конкретно состоят интересы потребителя и поставщика, что у них общего, и как поможет им в достижении баланса система дистанционного считывания данных?
Интерес потребителя заключается в том, чтобы счета за предоставленные услуги соответствовали показаниям приборов учета. И в решении данного вопроса система комплексного учета энергоресурсов (АСКУЭ) ему не нужна: основные приборы (водосчетчики холодной и горячей воды, газовые и электросчетчики) находятся у него в квартире.
У поставщика ресурсов свои интересы: ему необходимо знать суммарный объем ресурсов, полученный не индивидуальным, а коллективным потребителем (например, ТСЖ), необходимы данные, получаемые с единого прибора коллективного учета энергоресурса, установленного в данном ТСЖ. Потому что, во-первых, по целому ряду энергоносителей договор на их поставку заключается именно с юридическим лицом (тем же ТСЖ), и расчеты производятся именно по показаниям приборов коллективного учета, а во-вторых, сумма показаний индивидуальных приборов учета не совпадает с показаниями прибора коллективного учета, и, как правило, их превышает из-за различных видов потерь, а также расходования энергоресурсов на общедомовые нужды.
При этом, если учет электроэнергии и газа основан на показаниях именно приборов индивидуального учета, то при учете тепла используются именно приборы коллективного учета. Таким образом, на сегодня имеется несколько поставщиков энергоуслуг, осуществляющих учет по принципиально разным методикам. Захотят ли они объединения в единую АСКУЭ? И поможет ли она поставщикам в сведении баланса отпущенных и полученных потребителями энергоресурсов?

При учете потребления газа обеспеченность населения счетчиками газа далека от 100% При этом большинство индивидуальных приборов не имеет информационных выходов. Но даже если указанные данные попадут на сервер поставщика, то с чем сравнивать поставщику эти показания? С показаниями измерительного комплекса на базе газового счетчика, оснащенного корректором объема газа, по температуре и давлению? Но у потребителей объем полученного газа измеряется без этой коррекции. Соответственно, о корректном сведении баланса в АСКУЭ снова говорить нельзя, т. к. методы учета у потребителей и у поставщика различны. Максимум, что можно получить – это допустимую величину небаланса.

При поставке электроэнергии наличие у потребителей электросчетчиков обязательно. Как подключить их к АСКУЭ? В современных приборах такая возможность имеется. Это технологии передачи данных по PLC, по интерфейсам RS232/485, по радиоканалу или с помощью модема GSM/GPRS связи. Но рассчитаны они, как правило, на использование только своих приборов. При этом приборы других производителей, отличающиеся системой команд и форматом передаваемых данных, объединить в единую АСКУЭ сложно. К тому же, в квитанциях за электроэнергию все чаще появляется строка оплаты за общедомовые нужды, не имеющая отношения к приборному учету. Соответственно, и в данном случае, пока наряду с данными приборного учета существуют поправки нормативного характера, показания, полученные с помощью АСКУЭ, вряд ли станут достоверными, т.е. одинаково признаваемыми обеими сторонами процесса.
В то же время, при расчетах за тепловую энергию, горячую и холодную воду применение автоматизированных систем сбора и передачи информации может быть внедрено достаточно быстро, с высокой эффективностью и при небольших затратах. Во-первых, именно в данном случае существуют единые методики измерения и на стороне и поставщика, и потребителя. Во-вторых, в большинстве применяемых средств измерения используется единый тип выходного сигнала – импульсный, с программируемой размерностью. В-третьих, разница между показаниями измерительных приборов поставщика и потребителей - это и есть прямые потери (воды, теплоносителя), снижение которых и является одной из целей достоверного учета и справедливых расчетов за поставленные энергоресурсы. В случае интереса Ваших читателей готовы ознакомить их с положительным опытом эксплуатации такой АСКУЭ.