Москва, ул. Митинская, д.12

Связаться с нами

Адреса:

125373 г. Москва, Походный пр-д, д. 14, бизнес-центр «GS ТУШИНО»

125464 г. Москва, ул. Митинская, д.12

Прием заявок и консультации:

info@packo.ru

Телефон (многоканальный):

+7 (495) 970 16 83

+7 (499) 959 16 83

RG R AKTSIYA Gazelektronika left banerRG R AKTSIYA Gazelektronika left banerDRP s RD left banerPromishlennoe otoplenie New

Ваша Заявка

Купите необходимый Вам товар. Для этого перейдите на страницу с его описанием и нажмите кнопку
"Добавить товар в заявку".

Публикации

Комплектные поставки энерго- и ресурсосберегающих приборов и оборудования для нужд ЖКХ

Автор:
Золотаревский С.А., к.т.н., генеральный директор НПФ «РАСКО»
Издание: Реформа ЖКХ № 2-3 . Год: 2006
13.08.2006

Важность реформы ЖКХ в нашей стране понятна уже всем. Итоги работы отрасли, особенно холодными зимами 2002/2003 и 2005/2006 годов, показали, что промедление с работами в этом направлении поистине "смерти подобно". На грани выживания по причине изношенности оборудования оказались целые города в Карелии, республике Коми, ряде других регионов России. Прогноз на ближайшие годы выглядит еще более угрожающе. Поэтому, необходимость принятия решительных мер в этом направлении на всех уровнях - от федерального до муниципального - является объективной реальностью, которая потребует от государства, общества, бюджетов всех уровней высочайшего напряжения.

Очевидно, что задачу такого масштаба не решить без продуманной государственной политики, для реализации которой требуются, как минимум, следующие условия:

  • действенная законодательная база
  • необходимые объемы финансирования

Ведь даже дилетанту сегодня понятно, что одна из главных целей реформы ЖКХ - это обеспечить справедливую оплату за реально полученные услуги при одновременном доведении качества этих услуг до уровня, существующего в развитых странах мира.

Даже поверхностный анализ показывает, что на сегодняшний день в стране не выполняется ни одно из перечисленных условий.
Так, "Правила учета газа в РФ", отвечающие современным требованиям только разрабатываются и, в лучшем случае, будут утверждены только в середине текущего года. Учет тепловой энергии осуществляется с использованием "Правил учета тепловой энергии", которые также явно устарели. Например, в правилах записано, что диапазон измерения теплосчетчика по расходу теплоносителя должен быть не менее 1:40, что явно не достаточно, особенно для приборов, предназначенных для обслуживания жилого фонда. А главное - в стране имеется целая гамма теплосчетчиков с диапазонами измерения по расходу теплоносителя до 1:500 и даже 1:1000. Но их внедрение не стимулируется никакими нормативными документами общегосударственного уровня.

Есть и еще одна чрезвычайно серьезная проблема, с которой сталкиваются и поставщики энергосберегающего оборудования, и монтажные организации. Это нежелание, а порой и противодействие ресурсо- и энергоснабжающих организаций установке приборов учета на стороне потребителей. В основе его лежит не только косность, но и элементарный финансовый расчет. При отсутствии приборов учета мы платим "по нормативам", подготовленным указанными организациями и в которые включены все потери и издержки указанных организаций, возникающие как вследствие эксплуатации устаревшего и изношенного оборудования, так и просто из-за нерадивости отдельных работников.

Приведу только два примера.

Первый пример. Нам постоянно говорят о том, что жители России потребляют крайне много воды. Например, для Москвы называют цифру 400 л/сутки на человека, тогда как в Европе эта цифра составляет 120…150 л/сутки. И объясняют это тем, что отсутствуют приборы учета, т.е. квартирные водосчетчики, и что вода у нас очень дешевая в результате государственных дотаций, что приводит к ее нерациональному расходованию нерадивыми жителями.
Действительно, есть и нерадивые жители и подтекающие краны. Однако главная причина не в этом. Расчеты, проведенные многими исследователями, например доцентом кафедры "Вентиляция и отопление" Московского государственного строительного университета Е.И. Тертичником, показывают, что "среднедушевое" потребление воды на одного жителя в Москве не превышает 100 л/сутки. Таким образом, платя по нормативу, мы в действительности значительно переплачиваем, а выделяемые дотации идут в карман соответствующего водоканала, которому в этой ситуации нет особой необходимости заботиться об исправности собственного оборудования.

Второй пример. После начала массовой установки современных измерительных комплексов учета природного газа взамен устаревших, на базе стандартных сужающих устройств, или просто в местах, где их не было, целый ряд газоснабжающих организаций стал поистине "вставлять палки в колеса", требуя дополнительных метрологических экспертиз, установки дополнительных приборов контроля и т.д. Только решительное вмешательство органов Госстандарта, а в ряде случаев - и обращения в судебные органы, позволили навести порядок в этом вопросе.
Дело в том, что потребители природного газа, установившие указанные узлы учета, а это прежде всего предприятия жилищно-коммунальной сферы (теплосети, школы, больницы и др.) стали платить за природный газ на 20…30%, а иногда и в разы (!!!) меньше, чем они платили до этого. Происходило это потому, что потребители, не имевшие приборов учета, до этого платили по нормативу, как говорят, "по трубе", т.е. в зависимости от диаметра газопровода, подведенного к данному предприятию, в соответствии с проектом. Эти платежи примерно соответствовали истинному газопотреблению только при работе предприятия на полной мощности, что далеко не всегда обеспечивается в действительности.

Потребители же имевшие до этого узел учета газа на базе стандартной диафрагмы, в соответствии с принятыми правилами, платят по узлу учета только в случае, когда расход газа находится в диапазоне расходов от 30 до 100% от максимального значения. В случае, если расход газа составляет менее 30%, потребитель продолжает платить за 30%. Нетрудно подсчитать, что в периоды, когда предприятие потребляет, например, 10% от максимального расхода, оно переплачивает в 3 раза. Конечно, такие случаи и временные отрезки довольно редки. Но переплата на 30..40%, а то и в 1,5 раза встречается достаточно часто.

Типовыми являются ситуации, когда, например, теплоснабжающие организации заинтересованы в установке приборов учета газа, т.е. потребляемого ресурса, но не заинтересованы в установке теплосчетчиков, т.е. производимого ресурса. Потому что, кроме указанных экономических потерь, у них дополнительно возникают проблемы сбора информации у потребителей, а также решения различных спорных ситуаций.

Например, потребитель может высказать претензию газоснабжающей организаци, если давление газа опустится ниже минимального договорного значения. А потребитель тепловой энергии может требовать соблюдения договорных обязательств по температуре и давлению теплоносителя.

Отсюда следует крайне важный вывод: необходимо, как минимум, директивно, а лучше на законодательном уровне и с использованием экономических рычагов, сломать сопротивление данных групп предприятий установке современных приборов учета.
Необходимо также срочно изучать и применять мировой опыт. Например, в большинстве стран Европы, в частности - в Германии и Франции, приборы учета принадлежат поставщикам соответствующих ресурсов и обслуживаются именно указанными организациями: газовые счетчики - газоснабжающими, теплосчетчики - теплоснабжающими.

Следует отметить, что в этом случае гораздо легче решать вопросы унификации оборудования, его сервисного обслуживания, сбора и обработки информации и т.д. Да и у нас электросчетчики принадлежат электросбытовым организациям. А вот при учете воды, тепла и газа мы до сих пор, что называется, "ходим в магазин со своими весами".
Как нам объясняют, потому что у этих организаций нет средств на приобретение данных приборов. При том, как дело обстоит сейчас - и не будет. Никто в здравом уме не будет рубить сук, на котором сидит.

Хотя следует отметить, что такие действия указанных организаций противоречат даже действующему законодательству. Например, Закону об энергосбережении, в соответствии со ст. 11 которого "весь объем… потребляемых энергетических ресурсов с 2000 года подлежит обязательному учету", а также Гражданскому кодексу РФ, в соответствии со ст. 541 которого "количество поданной… и использованной абонентом энергии определяется в соответствии с данными учета о ее фактическом потреблении".

Вот здесь и нужна законодательная и директивная воля государства и органов власти всех уровней. Потому что без установки приборов учета дальнейшая реформа ЖКХ - это путь вслепую и в неизвестном направлении. Не зная истинное потребление, не имея возможности оценивать эффективность оборудования и имеющиеся потери, что желательно делать в режиме реального времени, невозможно целенаправленно повышать энергоэффективность и надежность ЖКХ. Важную роль в решении этой задачи могут и должны сыграть Федеральное агентство по строительству и ЖКХ (бывший Госстрой) и Федеральное агентство по техническому регулированию (бывший Госстандарт). Обязанности последнего, в частности закреплены в Законе об обеспечении единства измерений, ст. 13 которого требует осуществления государственного метрологического контроля и надзора в сфере "торговых операций и расчетов между покупателем и продавцом". Это же положение повторено в Законе об энергосбережении (ст. 7): "при…потреблении энергетических ресурсов… осуществляется обязательный государственный метрологический контроль и надзор". Несомненна здесь роль и региональных властей, территориальных Управлений и Комитетов ЖКХ, а также ОАО "Российские коммунальные системы", как организации, заинтересованной в комплексном решении всего круга вопросов в сфере жилищно-коммунального хозяйства.

Теперь непосредственно о необходимости и преимуществах комплектных поставок. Наверное, не надо объяснять преимуществ получения значительной части необходимых предприятиям ЖКХ приборов и оборудования в одном месте. Особенно, если это качественная продукция и поставляемая по минимальным ценам. Это не только позволяет сократить время на заказ и получение продукции и транспортные издержки, но и уменьшает финансовые риски. При этом система получения продукции становится более "прозрачной", а значит, практически исключаются различные злоупотребления.

При советской системе эту функцию выполняли государственные снабженческие и комплектующие организации, различные СНАБы и КОМПЛЕКТы. Однако действовали крайне неэффективно и в рыночных условиях в основном перестали существовать или числятся только номинально.

Кроме того, распад старой советской, т.е. распределительной системы, когда большинство продукции изготавливалось и поставлялось по централизованным заказам министерств и ведомств, привел, с одной стороны, к тому, что многие заводы лишились основного портфеля заказов, а многие потребители, наоборот, не могли найти необходимые им товары. Одновременно была если не полностью разрушена, то, по крайней мере, серьезно повреждена существовавшая ранее система сбора, обработки и распространения технической информации. Соответственно, резко упал уровень выполнения проектных работ. Но даже в качественные проекты в процессе реализации, по указанным причинам, приходилось вносить существенные изменения, что, в подавляющем большинстве случаев, не шло им на пользу.

В этой "мутной воде", естественно, быстро распространились фирмы и предприниматели, поставляющие зачастую некачественный товар и по сильно завышенным ценам. Целым направлением стала торговля "неликвидами" - еще одним наследием старой, распределительной системы, в результате которой на складах многих предприятий осело огромное количество ненужных им приборов и оборудования. Огромная масса этих неликвидов, зачастую хранившихся в непригодных условиях и в основном без какой-либо проверки их технического состояния, хлынула на рынок. Это привело, с одной стороны, к повышению аварийности на производствах, где такое оборудование стали эксплуатировать, а с другой, дополнительно ударило по заводам-производителям.

Именно в этой ситуации в 1994 году наша фирма начала работу по объединению предприятий-производителей ресурсо- и энергосберегающего оборудования.
С самого начала руководством фирмы были сформулированы основные принципы работы, которые остаются неизменными до настоящего времени:

1) работа с предприятиями-изготовителями преимущественно на основании долгосрочных договоров, обеспечивающих возможность реализации единой технической и ценовой политики;
2) инжиниринговые услуги, предусматривающие возможность получения потребителями технических характеристик по оптимальному выбору и взаимной "стыковке" поставляемых приборов и оборудования;
3) постоянное увеличение основных видов продукции в собственном оперативном товарном запасе.

С момента образования в НПФ "РАСКО" уделяет особое внимание решению задачи коммерческого учета воды, тепла и природного газа современными средствами и на современном уровне по точности, надежности и удобству регистрации и передачи получаемой информации. Как уже отмечалось, без обеспечения достоверного учета потребляемых ресурсов проведение эффективной реформы ЖКХ невозможно. Приведем несколько примеров.

В 1996 году нашей фирмой был разработана техническая документация на измерительный комплекс учета газа СГ-ЭК, который с 1997 года серийно выпускается ООО "Газэлектроника", преобразованным в 2004 году в ООО "Эльстер Газэлектроника". Соучредителем и генеральным дилером обоих предприятий является наша фирма.

За это время на объектах России, Белоруссии, Казахстана, Молдавии, Грузии, ряда других стран СНГ было установлено почти 20 000 комплексов, которые успешно работают до настоящего времени. Наши фирмы реализуют единую техническую и ценовую политику, что позволяет не только постоянно увеличивать объемы продаж комплексов СГ-ЭК, а также ротационных счетчиков RVG, мембранных ВК, турбинных TRZ, но и "встраивать" данные изделия в устройства, выпускаемые другими предприятиями - партнерами нашей фирмы. Например, по нашей инициативе и при техническом содействии нашей фирмы ОАО "ГАЗАППАРАТ", г. Саратов, одно из ведущих российских предприятий по выпуску газорегуляторного оборудования, освоило серийное производство целой гаммы изделий, в состав которых входят измерительные комплексы СГ-ЭК, Это и пункты учета расхода газа ПУРГ-ЭК, и шкафные газорегуляторные пункты (ГРП) с узлами учета газа ГСГО-50-СГ, ГРПШ-32-СГ, ГРПШН-А-01СГ, и блочные газорегуляторные пункты (ПГБ) ПГБ-50/2-СГ, ПГБ-100-СГ, ПГБ-150-СГ, а также ряд других изделий.

Одновременно потребителям предлагается широкая номенклатура квартирных (СВК-15-03, СВК-20-03), коммунальных (ВСХ, ВСГ, ВМХ, ВМГ, СВТ 20/50), промышленных (АС-001, UFM, ИПРЭ-7) водосчетчиков, теплосчетчиков (ТС-07, UFEC-005 и др.), изготовленных на базе современных крыльчатых, турбинных, электромагнитных и ультразвуковых преобразователей расхода. Большое внимание уделяется вопросам сбора информации от приборов учета. Все поставляемые приборы, включая квартирные водосчетчики, имеют возможность дистанционной передачи информации. Разработано программное обеспечение, которое позволяет не только передавать указанную информацию на единый диспетчерский пункт, но и производить ее анализ, например, выявлять случаи, когда подача потребителю соответствующего ресурса производилась с нарушением договорных обязательств.

Объемы комплектных поставок, производимых НПФ "РАСКО", постоянно растут. Вместе с тем, для дальнейшего увеличения объемов продаж, мы активно работаем в трех направлениях:

1) по реализации инжиниринговых и рекламно-технических мероприятий. Это прежде всего - консультации потребителей продукции и оптимизация заказных спецификаций, работа с проектными институтами, участие в проводимых и организация собственных научно-технических семинаров, посвященных актуальным вопросам ресурсо- и энергосбережения и новым приборам и оборудованию. В качестве примера можно привести доклады специалистов фирмы на семинарах проводимых на выставках "Нефтегаз" и "Жилком", семинарах компании "Стройинформ" и ГУП МО "Мособлгаз", а также постоянные контакты с ведущими проектными институтами, такими как Мосгазниипроект, Экотеплогаз, Гражданпроект, Курортпроект, Стальпроект, Авиапроект и др.

2) по созданию модификаций приборов максимально удовлетворяющих требованиям местных органов, даже если они превышают обязательные требования к приборам коммерческого учета. Это и разработка водосчетчиков и теплосчетчиков, удовлетворяющеих, например, дополнительным требованиям московских теплоснабжающих организаций, включая перспективные. Это и создание турбинных счетчиков газа с увеличенным диапазоном измерения и уменьшенными длинами прямых участков газопроводов до и после прибора. Такие счетчики по своим техническим характеристикам полностью соответствовуют лучшим зарубежным аналогам, но стоят почти в 2 раза меньше.

3) по обеспечению сервисного обслуживания поставляемых приборов и оборудования на современном уровне. Для этой цели в Москве в 2003 г. пущен в эксплуатацию Фирменный сервисный центр (ФСЦ) по обслуживанию приборов учета, воды, тепла и газа, прежде всего - выпускаемых ОАО "Арзамасский приборостроительный завод" и ООО "Эльстер Газэлектроника". Центр, одним из учредителей которого является наша фирма, предназначен для обслуживания потребителей данного оборудования Москвы, Московской и прилегающих к ней областей.

Для проведения поверки средств измерения расхода в ФСЦ установлено технологическое оборудование и поверочные линии для поверки:

  • Промышленных счётчиков, расходомеров и теплосчётчиков 0,05-60 м3/ч; 0,2-300 м3/ч (относительная погрешность ± 0,15%).
  • Счётчиков газа 0-2500 м3/ч (относительная погрешность ± 0,35%).

Перечисленное оборудование запущено в эксплуатацию. Расценки на ремонт, поверку и другие работы вполне конкурентоспособны. При этом ФСЦ имеет возможность обеспечить ремонт и поверку приборов учета воды, тепла, газа не только производства Арзамасского приборостроительного завода, но и ряда других производителей, представленных на московском рынке. При этом ФСЦ занимается не только сервисным обслуживанием, но и выполнением проектных, монтажных и пуско-наладочных работ по модернизации узлов учета воды, тепла и газа.

Однако было бы неправильным сводить комплектные поставки приборов и оборудования для нужд предприятий ЖКХ только к приборам учета. Поэтому НПФ "РАСКО" с целью максимально полного удовлетворения потребностей предприятий данного сегмента экономики предлагает также:

1. Приборы учета газа, воды, тепла и пара
2. Средства измерения и регулирования давления, температуры, уровня, расхода
3. Газорегуляторное оборудование, в т.ч. в шкафном и блочном исполнении
4. Котлы, горелки, котельную автоматику
5. Пластинчатые теплообменники, оборудование для тепловых пунктов и тепловые пункты в сборе
6. Запорно-регулирующую арматуру для жидкостей, газа и пара
7. Приборы безопасности (термозапорные клапаны, системы и сигнализаторы загазованности)

Для обеспечения комплектной поставки приборов и оборудования, оптимизированных по номенклатуре и стоимости, т.е. наиболее полно отвечающих предъявляемым к ним требованиям при минимальных затратах на их приобретение, необходимо выполнить следующие этапы работ.

1. Проанализировать проект (или группу проектов) по модернизации или реконструкции аналогичных объектов данного региона и провести унификацию по группам и подгруппам (подробнее об этом - см. далее) поставляемого оборудования. При необходимости - внести соответствующие изменения в проекты.
2. Составить сводную спецификацию указанных изделий, содержащую подробную информацию о требуемой продукции, ее типоразмерах и сроках поставки, и направить ее в комплектующую организацию или в ряд организаций, занимающихся поставками аналогичной продукции, а также на предприятия-изготовители (если такая возможность имеется).
3. Получить предложения упомянутых комплектующих организаций о возможностях и сроках поставки необходимого оборудования, а также его стоимости и форме оплаты.
4. Принять необходимые решения, заключить и обеспечить реализацию соответствующих договоров поставки.

При принятии указанных решений необходимо иметь в виду следующее:

1. По стоимости продукции необходимо ориентироваться на отпускные цены заводов-изготовителей. Однако в рыночных условиях довольно часто цены официальных представителей (дилеров) заводов оказываются ниже. Кроме того, поставки осуществляются в более короткие сроки. Кроме того, имеется возможность получения от одного поставщика продукции целого ряда предприятий, которая взаимно дополняет друг друга. В качестве примера, НПФ "РАСКО" является генеральным дилером или официальным представителем более чем тридцати российских и белорусских предприятий, а также ряда фирм дальнего зарубежья, продукция которых взаимно дополняет друг друга. При решении вопросов газификации промышленных объектов, включая объекты ЖКХ (или их модернизации), - это счетчики газа (от квартирных до промышленных), газорегуляторное оборудование, включая шкафное (в т.ч. со встроенными приборами учета газа), приборы безопасности (сигнализаторы загазованности, термозапорные клапаны), горелки на различные виды топлива, котельная автоматика, запорно-регулирующая арматура, и многое другое. При строительстве или модернизации объектов водо- или теплоснабжения диапазон поставок - от водосчетчиков, теплосчетчиков, датчиков-реле и регуляторов температуры, давления, уровня, регулирующих клапанов до теплообменников и блочных тепловых пунктов. Причем, все это оборудование поставляется по ценам на уровне цен предприятий-изготовителей, а в ряде случаев - и ниже. И в более сжатые сроки, т.к. по всем основным позициям фирма поддерживает и постоянно наращивает оперативный запас на собственных складах или на ответственном хранении на предприятиях-изготовителях. Однако, даже при отсутствии продукции в оперативном запасе, заказы фирмы "РАСКО" выполняются в первую очередь, по сравнению с заказами прочих потребителей. Это закреплено соответствующими положениями долгосрочных договоров с предприятиями-изготовителями и сложившимися деловыми отношениями.

2. Включаемые проектными институтами в проекты приборы и оборудование в целом ряде случаев или морально устарели, или уже сняты с производства, или "не стыкуются" друг с другом. Специализированные комплектующие организации, такие как, НПФ "РАСКО", укомплектованные высококвалифицированными специалистами и работающие в тесном контакте с заводами-изготовителями, гораздо лучше знают ситуацию на рынке данного оборудования. Поэтому они могут оказать реальную помощь не только проектировщикам, но и, прежде всего, заказчикам проектов и владельцам предприятий, и уберечь их от ошибочных решений, которые могут, на первом этапе, привести (и в целом ряде случаев приводят) к излишним затратам на приобретение оборудования, а в дальнейшем - к необоснованно высокой стоимости его сервисного обслуживания. Так, многие потребители "покупаются" на предложения некоторых монтажных организаций установить у них комплекс учета газа на базе отдельно взятых счетчика газа, электронного корректора, датчиков давления и температуры. И действительно такой комплекс может быть поставлен по цене примерно на 20% дешевле, чем поставляемый НПФ "РАСКО" комплекс СГ-ЭК полной заводской готовности. Но далее выясняется, что стоимость монтажных работ "дешевого" комплекса на 10-15% дороже, что необходима его дополнительная метрологическая аттестация с привлечением регионального ЦСМ Госстандарта. А это то же время и деньги. А, кроме того, межповерочный интервал датчиков давления и температуры, входящих в состав "дешевого" комплекса - всего 1-2 года, тогда как в СГ-ЭК - 4-5 лет. Следовательно, прибор надо снимать с газопровода и везти в поверку (а это опять время и деньги). А в то время, когда "дешевый" комплекс находится в поверке за потребляемый газ надо платить по "нормативу", а не по прибору. Т.е., как правило, переплачивать 20-30%. Это только один небольшой пример того, как неоптимальный выбор, на первый взгляд, более дешевого оборудования может в результате привести не к экономии, а к дополнительным финансовым потерям.

Как уже отмечалось, одним из приоритетных способов снижения затрат на закупку оборудования, необходимого строительства или модернизации промышленных и коммунальных объектов, в том числе в ходе проведения реформы ЖКХ, является его максимальная унификация. Рассмотрим возможность обеспечения упомянутой унификации на примере предприятий ЖКХ. Однако, необходимо отметить, что данный подход может быть успешно распространен и на другие промышленные объекты.
Проведенный анализ показывает, что предприятия, потребляющие, преобразующие или вырабатывающие энергоресурсы (или другие ресурсы, например, воду) можно условно разделить на поставщиков или потребителей соответствующих ресурсов. Причем потребители одного вида ресурсов могут являться производителями или поставщиками другого вида ресурсов.

Все отмеченные группы предприятий нуждаются в различных приборах и оборудовании. Но системный анализ дает возможность свести все необходимое им оборудование в ограниченное количество групп, с обеспечением унификации поставляемой продукции внутри каждой группы. Такой подход позволяет в сжатые сроки оснастить объекты качественным, современным оборудованием по максимально низким ценам, а в дальнейшем минимизировать затраты на его сервисное обслуживание.

В качестве примера рассмотрим краткую номенклатуру поставляемого оборудования для поставщиков и различных групп потребителей природного газа. Данную группу потребителей в дальнейшем можно разделить на ориентированных на установку более дешевого российского оборудования и более качественной продукции, выпускаемой зарубежными фирмами и совместными предприятиями.

Из продукции, выпускаемой российскими фирмами, выделим газорегуляторное оборудование ОАО "Газаппарат" - старейшего предприятия России по выпуску данной продукции, и счетчики газа серии СГ, выпускаемые ОАО "Арзамасский приборостроительный завод" - флагманом российского авиационного приборостроения.

Из продукции, выпускаемой зарубежными фирмами и СП, обращаем внимание на мембранные счетчики серии ВК, в т.ч. с встроенным термокорректором (по лицензии фирмы Kromschroder (Германия), ротационные счетчики RVG (по лицензии фирмы ELSTER (Германия) и измерительные комплексы СГ-ЭК, выпускаемые ООО "Эльстер Газэлектроника".

В частности, при разработке комплексов СГ-ЭК для коммерческого учета количества природного газа впервые в России были реализованы следующие требования:
1) обеспечение полной заводской готовности, не требующее дополнительной метрологической аттестации на месте эксплуатации
2) ремонтопригодность посредством замены функциональных блоков на месте эксплуатации
3) возможность автономной работы в течение длительного периода, по крайней мере - в течение межповерочного интервала
4) взрывобезопасное исполнение, позволяющее устанавливать комплексы во взрывоопасных зонах, в том числе - включать их в состав газорегуляторных установок
5) возможность сбора, хранения и дистанционной передачи как непосредственно технологических параметров, так и архивных данных, причем объем, периодичность и глубина хранения архивных данных должны соответствовать перспективным требованиям газовой отрасли.

Первый измерительный комплекс СГ-ЭК был изготовлен в конце 1996 года и в январе 1997 года установлен нашей фирмой в ОАО "Картонажно-полиграфический комбинат" (г. Москва), взамен узла учета на базе стандартной диафрагмы, где успешно функционирует до настоящего времени. Затраты на установку комплекса СГ-ЭК окупились данному предприятию в течение первых шести месяцев эксплуатации. В настоящее время, когда стоимость комплексов, за счет переноса значительной части операций по изготовлению корректора объема газа в Россию, существенно снизилась, а стоимость газа значительно увеличилась (и будет продолжать увеличиваться в дальнейшем!) время окупаемости комплексов сокращается до 3…6 месяцев, причем, чем больше типоразмер комплекса, тем меньше время окупаемости.

Крайне важными показателями для потребителей природного газа и газоснабжающих организаций, кроме непосредственно технических характеристик, являются высокая надежность работы в реальных условиях эксплуатации, а также обеспечение сервисного обслуживания на современном уровне. В нашем понимании такое сервисное обслуживание должно включать:

1) обеспечение квалифицированных консультаций потребителей, представителей проектных и монтажных организаций по вопросам правильного выбора, монтажа и эксплуатации приборов. Этим занимается непосредственно НПФ "РАСКО".

2) оказание технических услуг в процессе эксплуатации, включая обучение потребителей получению необходимой информации о параметрах газопотребления с корректора объема газа, сбор и обработку накопленной информации с использованием дополнительного программного обеспечения. Этим занимается наше дочернее предприятие "Раско-Сервис", оказание услуг по гарантийному и последующему ремонту и проведению очередных поверок комплексов СГ-ЭК, входящих в него функциональных устройств, ротационных счетчиков газа RVG, водо- и теплосчетчиков. Выполнение проектных, монтажных и пуско-наладочных работ при модернизации действующих и вводе в эксплуатацию новых узлов учета воды, тепла и газа. Это задача нашего Фирменного сервисного центра, о котором уже говорилось выше.
Комплексы учета газа, прежде всего СГ-ЭК и СГ-ТК на базе ротационных счетчиков RVG и турбинных СГ-16МТ, являются необходимыми элементами систем газоснабжения мелких и средних потребителей природного газа, а с освоением производства в "Эльстер Газэлектронике" комплексов на базе счетчика газа TRZ - и крупных потребителей.

Номенклатурный перечень поставляемого оборудования: